Білім берудің негіздері

Білім берудің негіздері
Гуляев Игорь Васильевич, Обеспечение активности обучающихся в образовательном процессе через использование развивающих технологий


Обеспечение активности обучающихся в образовательном процессе через использование развивающих технологий

Мақала авторы: Гуляев Игорь Васильевич
Жұмыс орны: КГУ "Индустриально-технический колледж № 2, город Степногорск" управления образования Акмолинской области
Лауазымы: мастер производственного обучения
Жариялану мерзімі: 07.01.2017


 

«Чтобы быть хорошим педагогом,

нужно любить то, что преподаешь

и любить тех, кому преподаешь!»

В. О. Ключевский
Тема моей педагогической деятельности «Обеспечение активности обучающихся в образовательном процессе через использование развивающих технологий». Только в процессе активной деятельности студентов на уроке развиваются творческие и коммуникативные способности, воспитывается социально активная личность, умеющая ставить цели и достигать результата. В процессе активной деятельности студентов на уроке развиваются интеллектуальные, творческие способности, воспитывается социально-активная личность с высоким уровнем коммуникации, умеющая работать с различными источниками информации, свободно применять приобретённые знания для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, к собственному здоровью. На основании мониторинга уровней сформированности компонентов учебной деятельности обучающихся целью моей работы является: « Создание условий для формирования активной познавательной деятельности студентов через использование развивающих технологий». Достижению этой цели способствует решение ЗАДАЧ:

  • o Формировать умение определять учебную задачу самостоятельно, планировать учебную деятельность, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и оценку собственных достигнутых результатов.
  • o Развивать навык работы с информацией (умение выделять главное. Сравнивать, анализировать, обобщать, систематизировать)
  • o Формировать нравственные качества личности:
  • умение созидать, желание творить, создавать новое.
  • умение приносить полезную деятельность, видеть ее практическую необходимость, способность обеспечить ее выполнение таким образом, чтобы не навредить другим, как в процессе ее выполнения, так и с учетом ее отдаленных последствий
  • Формировать способность к дискуссии, то есть умение выслушивать собеседника, аргументированно убеждать и принимать коллективные решения.

Наиболее эффективно решить поставленные задачи позволяет использование на уроках п/о принципов развивающего обучения, которые формируют у обучающихся активные учебные действия, самоконтроль, развивают способности к самообучению. Обучение через развивающие педагогические технологии создает на уроках оптимальные условия для управления познавательной деятельностью студента, позволяет каждому проживать учебный процесс в роли активного его участника: участника совместного исследования и решения проблемы, участника ролевой игры или анализа конкретной ситуации, групповой дискуссии или «мозгового штурма».
В педагогическом арсенале — комплекс развивающих технологий обучения, оптимальное сочетание которых позволяет каждому студенту на уроках реализовать себя в учебной деятельности, опираясь на свои способности, интересы, субъективный опыт. При этом весь процесс образования строится с учётом психолого-педагогических законов, одним из которых является: общее развитие человека происходит в процессе его собственной деятельности.
Собственную деятельность обучающихся на уроках осуществляет через использование технологии коллективного обучения (КСО), обучение в сотрудничестве (групповые технологии), игровые технологии, технологии развития «критического мышления», технологии проектной деятельности, ИКТ.(Приложение5) .
Использование этих технологий создает условия для того, чтобы студент обучался, а не его обучали, формирует потребность в знаниях и активном овладении ими. Реализации принципов развивающего обучения способствует и положительная мотивация, которая создаётся на уроках через поощрение, практическое применение знаний и через учебную деятельность (вызвать познавательный интерес, удовольствие, полученное от умственного напряжения, радость трудового усилия). Помогают созданию положительных мотивов развивающие педагогические технологии, которые формируют у студентов потребность в знаниях (один из мотивов) и активизируют процесс овладения ими.

Новые социально-экономические отношения Казахстана требуют от колледжей высокой эффективности подготовки студентов. Молодой специалист должен быть готов к конкурентной борьбе за рабочее место. Постоянное совершенствование производственных технологий требует от работников способности легко перестраиваться, учиться на протяжении всей жизни. В условиях острой конкуренции каждый работодатель заинтересован видеть на своем предприятии грамотных специалистов. Поэтому лучшей формой социальной защиты человека в условиях рыночной экономики являются его квалификация, уровень его профессионализма.

Необходимость внедрения информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс не вызывает сомнений. Современное общество характеризует процесс активного использования информационного ресурса в качестве общественного продукта в условиях функционирования всемирной информационной сети, которая позволяет обеспечить доступ к информации без каких-либо существенных ограничений по объему и скорости транслируемой информации.

При использовании ИКТ необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности: познавательного, морально – нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне, необходима педагогическая компетентность в области информационных технологий.  Для совершенствования коммуникативного компонента своей деятельности я могу применять различные психолого-диагностические компьютерные программы, а также любые программные средства для организации проектной деятельности студентов.

ТЕКСТОВЫЙ РЕДАКТОР MicrosoftWord. Один из важнейших дидактических принципов – наглядность. Текстовый редактор предоставляет большие возможности для его реализации. С его помощью я подготавливаю наглядные пособия, разнообразные материалы программы, дидактические карточки, создаю иллюстрированные тесты, упражнения.

InternetExplorerBrowser. Интернет превращает человечество в единое сообщество, каждому члену которого может быть открыт доступ к источникам самой различной информации. Подключив свой компьютер к сети Интернет, можно получить практически любую информацию.

Цели использования информационных технологий

  1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:

— развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;

— развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

— формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).

  1. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

— подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности

  1. Мотивация учебно-воспитательного процесса:

— повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;

— выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности обучаемых, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Главное в создании проекта то, что обучающимся предоставляется уникальная возможность творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации своего общего интеллектуального потенциала, вкуса и способности.

Использование ИКТ на своих уроках рассматриваю не как цель, а как способ постижения мира; как источник дополнительной информации по проведению уроков п/о; как способ самоорганизации производственного труда и самообразования мастера и студентов; как возможность личностно-ориентированного подхода для мастера; как способ расширения зоны индивидуальной активности ребёнка. Использование новых технологий в учебном процессе приводит к развитию новых педагогических методов и приемов; изменению стиля работы мастера, решаемых ими задач, позволяет повысить мотивацию обучения, способствует укреплению меж предметных связей.
Использование в преподавании информационных технологий вносит определенные коррективы в систему образования. В новом информационном обществе мастер производственного обучения уже не может быть единственным источником знаний об окружающем мире, что неминуемо ведет к изменению форм учебной работы. Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения уступает свои позиции, на первый план выходит индивидуальная, самостоятельная, групповая деятельность студентов. Поэтому так важно научить детей различным способам работы и, безусловно, усилить роль поисково-исследовательской работы.

Работать по этой проблеме я начала три года назад и убедилась в том, что применение компьютера на уроках производственного обучения целесообразно в тех случаях, когда обычных средств обучения уже недостаточно. Очень эффективными, наглядными и содержательными являются медиа- уроки. Активно использую информационные технологии в организации учебного процесса, работаю над созданием компьютерных презентаций к урокам и внеурочным мероприятиям. Так, мною проводились уроки с использованием компьютерных дисков по темам: «Массовое театрализованное представление или праздник как форма культурно — досуговой деятельности населения», «Режиссура массового праздника на открытом воздухе», «Мастерство сольного ведущего государственного праздника», «Творческий показ ток- шоу», «Активизация участников спора. Поиск истины», «Истоки коммуникативного шоу. Творческая инициатива -как основа.»
Технология развития «критического мышления» через чтение и письмо, с помощью метода «Мозговой штурм», позволяет развивать умение студентов кратко, четко излагать свои мысли, способность оперативно мыслить, гибко реагировать на новую информацию, формирует навык доброжелательного восприятия мнений, отличных от собственных. Для разрешения возникших противоречий и восполнения пробелов использую интерактивный метод чтения сценариев, при котором обучающиеся анализируют текст. Обобщают прочитанное в группах, разрешают возникшие противоречия, выясняют непонятое, обмениваются новой информацией и известной. Каждая группа отчитывается в форме кратких сообщений. Получает ответы на возникшие вопросы. Метод интерактивного чтения учит актуализировать, сравнивать, обобщать, осмысленно воспринимать текст учебной литературы. При этом у обучающихся формируется важное качество в жизненных ситуациях быстро ориентироваться в потоке информации, извлекать из него существенные знания, критически относиться к полученной информации.

Обязательный этап — рефлексия. Эта работа формирует у ребят аналитико-синтетическую деятельность, умение обобщать.

Технология развития «критического мышления» формирует приемы учебной деятельности (мыслительные операции, познавательные умения) и развивает у обучающихся умения определять самостоятельно учебные задачи, выбирать рациональные способы решения поставленных задач, осуществлять самоконтроль, умения выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать, систематизировать.

Известно, что мы запоминаем 10 – 20 % из прочитанной или услышанной информации, до 70 % знаний сохраняется, если мы поделимся ей, рассказав или написав, а знания, полученные нами самостоятельно в активной деятельности, мы сохраняем в памяти на 90 %. Технологии коллективного и группового способов обучения создают условия для активной деятельности каждого в процессе обучения. На уроках п/о обучение проходит по принципу: «Делая, познаю». Эти технологии при обучении социально-культурной деятельности обеспечивают состояние психологического комфорта, уверенности, сопереживания в процессе работы. Они повышают познавательную мотивацию и дольше сохраняют работоспособность участников группы. Работа в группах позволяет каждому обучающемуся поверить в собственные возможности, освоить навыки учебного труда, воспитывает организованность, самостоятельность, поддерживает активность каждого на уроке. При этом позволяет учесть главную особенность подросткового возраста – потребность в общении, развивают коммуникативные способности учащихся. Групповое и коллективное общение развивает навыки организации учебно-познавательной деятельности. Обучающиеся учатся определять цель своей работы, планировать средства ее достижения, делать выводы, оценивать результаты. Работа в парах сменного состава развивает все перечисленные навыки познавательной деятельности, но особенно эффективно — самоконтроль и взаимоконтроль. При формировании групп обязательно учитывается  психологические особенности ребят. Обычно группа состоит из пяти (плюс-минус два) человек, роли не распределяются. По моему мнению, это дает возможность обучающемуся наиболее полно реализовать свои способности и обеспечивает оптимальные результаты работы в группе. Наиболее эффективна работа в парах сменного состава, «Зигзаг» (малые и большие группы) и в группах по этапам (I этап – индивидуальный ответ, II этап – ответ в группах, III этап – ответ экспертов, IV этап – оценка в баллах). Такая организация предполагает обязательную самостоятельную работу каждого обучающегося в группе и гарантирует успех в усвоении изученного.

Игровые технологии использую на практике, где творческие способности обучающихся развивают мини-спектакли, которые создаю на уроках. Эта технология побуждает студентов к самостоятельному решению учебной проблемы на творческом уровне. Студенты ставят цели, анализируют тексты , отбирая нужную информацию, пишут сценарии мини-спектаклей, осуществляют их постановку. При организации этого процесса они учатся выделять главное, обобщать, делать выводы, систематизировать.

Обучение становиться активно — деятельностным, развиваются творческие и коммуникативные способности обучающихся.

Для представления информации в конкурентоспособном виде студенты используют мультимедийные пособия, компьютерные прикладные программы, интернет-ресурсы.

Использование развивающих технологий позволяют достичь эффективных результатов через этапы управления учебной деятельностью студентов. (СХЕМА 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты диагностики позволяют проследить эффективность педагогической технологии. На основании этих данных можно судить о

  • Повышении уровня самостоятельности в учебной деятельности.
  • Развитии важнейших общеучебных приемов.
  • Повышении уровня сформированности компонентов учебной деятельности.

 

Комментарии