Білім берудің негіздері

Білім берудің негіздері
Утешев Серик Маратович, Применение решений Евразийского экономического союза в Республике Казахстан


Применение решений Евразийского экономического союза в Республике Казахстан

Мақала авторы: Утешев Серик Маратович
Жұмыс орны: АО «Университет КАЗГЮУ»
Лауазымы: магистрант профильного отделения
Жариялану мерзімі: 27.04.2016


Специальность: международное право.

Научный руководитель: старший преподаватель кафедры международного права Рамазанова У.Р.

Что такое Евразийский экономический союз  (далее «ЕАЭС»)?

Договор о Евразийском экономическом союзе дает такое понятие:

Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.

     Решения ЕАЭС – это акты организации в лице ее органов, направленные на регулирование правоотношений в определенной сфере в государствах-членах ЕАЭС. Договором о Евразийском экономическом союзе закреплено понятие «решение» — акт, принимаемый органами ЕАЭС, который содержит положения нормативно-правового характера.

Рассмотрим, как эти решения применяются в Казахстане.

Суд ЕАЭС в конце 2015 года вынес свое первое решение. Суд рассматривал обращение индивидуально предпринимателя Тарасика из Республики Казахстан, который считал, что Евразийская экономическая комиссия бездействует (далее «ЕЭК»). Тарасик обращался в ЕЭК с жалобой на таможенные органы Казахстана, которые, по его мнению, самостоятельно, без оглядки на товарную номенклатуру внешней экономической деятельности Таможенного Союза, неправильно квалифицировали ввезенные им транспортные средства, отнесли их к подакцизным товарам и потребовали от заявителя уплаты доначисленных акцизов.

Все национальные суды поддержали таможенные органы. Комиссия сослалась на то, что правовая оценка правомерности деятельности и решений таможенных органов вне компетенции Комиссии. Поскольку вопросы уплаты акцизов входят в компетенцию государств-членов Союза, обращение ИП Тарасика К.П. было направлено в Комитет государственных доходов Министерства финансов Казахстана. Именно такая реакция ЕЭК и была сочтена истцом как бездействие.

На мой взгляд, это решение ЕЭК нельзя расценивать как полное бездействие, ведь Комиссия действовала в рамках права ЕАЭС и перенаправила решение данного вопроса по компетенции. Бездействие – это отсутствие реакции на проблемы и обращения, оставление без ответа и отказ от принятия соответствующих мер. В данном случае действия ЕЭК можно расценивать как логичные и последовательные. Суд ЕАЭС признал, что бездействие имело место быть, однако оно было в рамках права ЕАЭС. Это решение показывает, что ЕАЭС в лице ее органов стремиться к справедливому разрешению сложных ситуаций, и Союз открыт к диалогу, и всегда готовы прийти на помощь лицам, чьи права были нарушены в рамках ЕАЭС.

Рассмотрим следующий пример применения решений ЕАЭС.

В настоящее время в Казахстане идет подготовка к проведению Международной специализированной выставки ЭКСПО-2017 в городе Астана. Для компаний, которые занимаются строительством объектов, предусмотрено освобождение от налогов и пошлин, в случае если они завозят необходимое импортное оборудование и материалы из-за рубежа.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2014 года №50 «О внесении изменения в перечень категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условий их помещения под такую таможенную процедуру» внесено дополнение в Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года № 329. В соответствии с настоящим решением, иностранные товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза и предназначенные для организации и проведения специализированной выставки «ЭКСПО-2017» будут оформляться с применением специальной таможенной процедуры без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного и технического регулирования.

Непосредственными правоприменителями вышеупомянутого решения являются физические и юридические лица, которые завозят товары из других стран, при этом они должны представить письменное подтверждение от АО «Национальная компания «Астана ЭКСПО-2017» в таможенные органы. Соответственно бюджет государства не досчитывается определенных денежных средств, которые могли бы поступить в качестве налогов, сборов, пошлин и иных платежей при ввозе импортного товара в Казахстан.

Количество, объем, вид, наименование материала, товара, изделия закладывается в утвержденной проектно-сметной документации. Значит, под освобождение от налогов и пошлин попадает не каждый завезенный товар.  Одним из главных условий освобождения от налогов и пошлин является принадлежность к строительству выставки «ЭКСПО-2017», то есть данный товар должен непосредственного использоваться при строительстве, ввиду того, что такого материала нет в Казахстане, либо в проектно-сметной документации заложен именно такой материал, не имеющий аналогов в Казахстане, именно этого производителя.

При этом выдавая письменное подтверждение, АО «Национальная компания «Астана ЭКСПО-2017» должна указать в каком объеме будет завозиться материал, спецификация товара с указанием технической характеристики, стоимости, а также что именно данный товар предназначен для непосредственного использования на строительстве выставки ЭКСПО-2017.

Таким образом, можно сказать, что ЕАЭС медленными, но верными шагами идет к созданию действенного механизма, единого экономического пространства, где будет действовать право ЕАЭС. И не просто действовать, но и эффективно реализовываться во благо граждан государств-членов ЕАЭС, предоставляя оптимальные условия для развития разного рода отношений, как партнерских, так и трудовых.

Комментарии