Білім берудің негіздері

Білім берудің негіздері
Садвакасова Айнаш Амангельдиновна, С какими видами искусства знакомим детей первой младшей группы


С какими видами искусства знакомим детей первой младшей группы

Мақала авторы: Садвакасова Айнаш Амангельдиновна
Жұмыс орны: СКО Кызылжарский район с.Шаховское Шаховская СШ
Лауазымы: воспитатель мини-центра "Жансая"
Жариялану мерзімі: 19.05.2017


Занятия рисованием, лепкой — одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.
Детей раннего возраста знакомим с графикой в виде иллюстраций в детской книге и скульптурой в виде скульптур малых форм, изображающих животных.
1. Иллюстрация — вид книжной графики, её основа. Рисунки в книге — иллюстрации — являются одним из первых произведений искусства, с которыми встречаются дети в дошкольном детстве, а также важным средством эстетического воспитания и эмоционального развития. Иллюстрация не просто добавление к тексту, а художественное произведение своего времени. Она первая формирует эстетический вкус ребёнка, учит ассоциативному мышлению, восприятию образа, цвета, пропорций, фактуры. Процесс рассматривания книги можно определить как интеллектуальную игру, как игру с образами, созданными с помощью специфических средств книжной графики.
Рассматривание книжных иллюстраций — широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности.
Рассматривая иллюстрации к произведениям малого фольклора Ю. Васнецова, В. Сутеева к его сказкам, Е. Чарушина и других. Обращаем внимание на то, как художники изображают персонажей: цыплята жёлтые, пушистые, цыплёнок бежит, клюёт (что делает?), курица с метлой, в украшенных сапожках, фартучек и т. п.
Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений.
При рассматривании картины с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой приём, развивающий наблюдательность и речь: путём вопросов вовлекаем детей в соревнование — «Кто больше увидит на картинке?», побуждая их к наблюдательности и высказываниям. Поддерживаем разговор, учим детей правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины.
В рисовании основной приём для детей — показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный приём — пассивные движения, когда ребёнок действует не самостоятельно, а с помощью. Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: «топ-топ», «кап-кап», «сверху- вниз» и т. д. Такой приём даёт возможность связать образ предмета с изобразительным движением.
Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях — важнейший методический приём. Ещё один приём работы в первой младшей группе — сотворчество воспитателя с детьми.
Игровые приёмы способствуют созданию эмоционального отношения к процессу рисования и лепке. Образ для них становится живым. Например: пришёл в гости грустный гномик — мы для него нарисовали солнышко, в конце он стал очень весёлым и водит с нами хоровод; дедушка и бабушка обнаружили пропажу колобка, они попросили детей слепить им колобка. Колобки получились красивые.
В конце занятия рассматриваем выполненные работы с целью привлечения внимания детей к результатам их деятельности. Положительная оценка способствует сохранению интереса к изобразительной деятельности.
2. Детей этого возраста знакомим с народной игрушкой, игрушкой забавой из дерева (пирамидки, матрёшки, мисочки, семёновская, богородская, загорская игрушки), даём малышам возможность действовать с ними (рассматривать, разбирать, складывать).

Скульптура малых форм

Знакомство детей с игрушками проходит в виде игр, во время которых спрашиваем детей о том, что изображает тот или иной предмет. Детям предлагаем расставить игрушки в определённом порядке, построить для матрёшек дом, лесенку, мостик. Малышам нравятся яркие матрёшки и гладкие точёные игрушки, они с удовольствием включаются в игру: расставляют на столе, размещают на лесенке, сделанном из кубиков, водят по мостику. Одновременно дети получают задание сравнить игрушки по размеру, выделить основные, крупные части и мелкие детали, узнавать и называть форму частей. Особенно нравится детям, когда на столе много игрушек. Играя они говорят, что матрёшек много, они большие и маленькие, у матрёшек есть глаза, нос, красивые платки, а, рассматривая точёных птиц, отмечают, что голова у птицы круглая, а хвост длинный. Дети проявляют интерес к народным игрушкам, с удовольствием играют с ними.
Декоративной лепки в данной группе ещё нет, но склонность у детей к украшению своих изделий наблюдается. Элементами украшения могут быть сначала точки, а потом полосы, сделанные палочкой. Например: лепим для мамочки прянички. Предварительно рассматриваем иллюстрации, читаем стихи о маме, бабушке. Готовые формы можно украсить точками (дети отщипывают от большого куска пластилина маленький, скатывают в шарик и кладут в серединку надавливая указательным пальцем).
В группе устраиваем выставки репродукций, народных игрушек, работ детей подготовительной к школе группы, дети подготовительной группы показывают малышам спектакли, то есть готовим детей к посещению выставок, музеев, театров.
Таким образом, ознакомление с искусством начинается с раннего возраста и продолжается. на протяжении всего дошкольного детства.

Комментарии